В целях повышения эффективности костно-пластических операций челюстно-лицевой локализации разработана технология получения остеогенной ткани путем имплантации в толщу гребня подвздошной кости полой конструкции из пористого проницаемого никелида титана (ТН–10) с пористостью 55 – 60%, коэффициентом проницаемости в интервале 2×10-13 – 3×10-6 м2 [3]. Благодаря тканевой диффузии через пористый никелид титана, миелоидная ткань со стороны реципиентной зоны прорастала внутрь «колодца», постепенно полностью заполняя его, трансформируясь в хрящевую, а затем в костную ткань, согласно закономерностям непрямого остеогенеза. Для трансплантации забор материала осуществляли через 5 – 5,5 недель. За указанный период происходило заполнение внутренней части конструкции в основном тканью гиалинового хряща и в меньшем объеме грубоволокнистой костной. Пересадка данной ткани в костные дефекты, ввиду содержания в ее толще большого количества низкодифференцированных костных элементов мезенхимального происхождения, а также свойствам диффузного питания, аппозиционного и интерстициального роста, анаэробного гликолиза, не вызывала резорбции и ее клетки активно участвовали в процессах репаративного остеогенеза, образуя в костной ране органотипичный регенерат.
С применением указанной ткани проведено лечение 798 больных с доброкачественными опухолевыми и опухолеподобными состояниями костей лицевого скелета, травматическими повреждениями костей лицевого и мозгового черепа, атрофией альвеолярных отростков челюстей, средними и тяжелыми формами хронического пародонтита, расщелинами альвеолярных отростков челюстей (см. таблицу).
Нозологическая форма | Возраст, лет | Количество больных |
Доброкачественные опухоли челюстей | 11 - 58 | 74 |
Кистозные поражения челюстей | 7 – 60 | 173 |
Изъяны челюстей воспалительного генеза | 19 – 52 | 20 |
Травматические изъяны челюстей | 20 – 38 | 29 |
Травматические изъяны лобной и теменной кости | 25 – 48 | 37 |
Седловидная деформация носа | 18 – 44 | 25 |
Расщелина альвеолярного отростка верхней челюсти | 3 – 26 | 55 |
Атрофия альвеолярных отростков челюстей | 25 – 67 | 78 |
Средние и тяжелые формы хронического пародонтита | 17 – 70 | 307 |
Всего | 3 – 70 | 798 |
Данную ткань помещали в зону костного изъяна после иссечения патологических тканей и/или образования ложа. Результаты выполненных операций показали высокую степень их эффективности. Раны в основном заживали первичным натяжением. Осложнения в виде частичного расхождения швов выявлены в 7,4%, нагноения – 2,5%, в последних случаях проводили противовоспалительную терапию, после чего отмечали вторичное заживление ран.
Применение остеогенной ткани в хирургии изъянов, опухолей и опухолеподобных состояний лицевых костей обеспечивало формирование в костной ране полноценного регенерата в течение З – б месяцев, в зависимости от первоначальной величины дефекта. Установка в зону дна верхнечелюстных синусов, поднадкостничная ее пересадка в случаях вертикальной и гори¬зонтальной атрофии альвеолярных отростков челюстей дало возможность получить прирост костной ткани от 3,8 до 9,6 мм, последующая дентальная имплантация предотвращала убыль по¬лученного регенерата. Использование данной ткани в качестве остеопластического материала в хирургии тяжелых форм хронического пародонтита позволило получить прирост альвеолярной кости в среднем до 13,7 мм, сохранить зубы, имеющих ранее патологическую подвижность II или III степени, которая ликвидировалась в течение 3 – 4 месяцев, повысить жевательную эффективность, устранить косметические нарушения.
Для замещения костных изъянов во многих случаях использовали мелкогранулирован-ный пористый никелид титана, разработанный в НИИ медицинских материалов и имплантатовс памятью формы, с размером частиц от 1 до 1000 мкм [2]. Большинство частиц этого материала содержат систему мелких, взаимосвязанных открытых пор. Экспериментально установлено, что биосовместимость используемого имплантата тем выше, чем меньше масса и больше площадь поверхностей контакта с окружающими тканями. Выбор размера частиц обусловлен особенностями строения костной ткани: диаметр костной балки составляет в среднем 12 – 60 мкм, остеона 20 – 108 мкм, капилляра 6 – 10 мкм, пре- и посткапилляра 12 – 20 мкм. Проведением ряда экспериментальных исследований доказано, что в гранулах определенных размеров будет образовываться соответствующая ткань, в толще и между более мелких гранул будет циркулировать тканевая жидкость и оптимизировать обменные процессы в тканях.
Выполнено 416 операций у лиц с дефектами альвеолярных отростков челюстей различного генеза. После удаления патологических тканей и/или мобилизации окружающих тканей у данной категории больных, изъяны заполняли данным имплантационным материалом. В случаях гнойной инфекции его предварительно насыщали раствором антибиотика широкого спектра действия для обеспечения пролонгированного бактерицидного или бактериостатического эффекта в ране. У 370 пациентов отмечено первичное заживление ран. Результаты обследования через месяц и в последующие сроки наблюдения показали отсутствие жалоб, нормальную конфигурацию челюстей.
Пальпаторно выявлялась плотная, гладкая поверхность кости, болезненные ощущения отсутствовали. Анализ отдаленных результатов не выявил признаков рецидивов заболеваний, анатомических и функциональных нарушений со стороны зубочелюстного аппарата, связанных с выполненными операциями, не наблюдали. В остальных случаях выявлены признаки нагноения костных ран, потребовавших повторных вмешательств, заключающихся в частичном удалении имплантационного материала и замещении остаточной полости этим же материалом насыщенным антибактериальным препаратом, после чего определялось их заживление. Рентгенологически, спустя месяц от операции, у всех пациентов в зоне бывших изъянов определялась тень имплантационного материала, четкость их контуров утрачивалась. В дальнейшем интенсивность тени со стороны краев дефекта и между гранулами имплантационного материала усиливалась и к 6 месяцам достигала нормальной костной ткани, которая в последующем не изменялась.
Имплантационные материалы на основе пористого никелида титана успешно использовали в эстетической ринохирургии с целью изменения формы кончика носа и устранения недостаточности носовых клапанов. Форму кончика носа изменяли путем коррекции переднего отделов хрящевой части носовой перегородки и кончика носа, на область последних помещали куполообразный имплантат из пористого никелида титана, изготовленный из пластины толщиной 80–100 мкм, по форме соответствующий необходимой величине перемещения проекции кончика носа. С целью предупреждения смещения имплантата и создания его опоры, между колоннами медиальных ножек больших крыльных хрящей устанавливали пористую никелид-титановую пластину толщиной 150–200 мкм, длиной 8–12 мм, шириной 2–3 мм, с внедрением ее в кость между передними носовыми остями [7].
Для коррекции недостаточности внутреннего носового клапана имплантат в виде рас-порки, с изгибом под углом 17–20о помещали под слизистую оболочку верхнего отдела носо-вого хода между наружным краем носовой перегородки и внутренней частью латеральной ножки большого крыльного хряща в проекции границы хрящевой и костной части спинки носа с упором в толщу кости [9]. Недостаточность наружного носового клапана устраняли имплантацией армирующей конструкции, повторяющей наружный контур крыла носа, с опорой на край грушевидного отверстия в проекции дистального края добавочных крыльных хрящей, другой конец конструкции устанавливали между куполами средних ножек больших крыльных хрящей [8].
Наблюдение за 169 больными показало, что послеоперационный период протекал гладко, осложнений не наблюдали, у 26 человек под кожным лоскутом отмечались гематомы, потребовавшие их опорожнения. Во всех случаях отмечался желаемый косметический результат. При осмотре спустя 12 – 36 месяцев от вмешательства больные жалоб не предъявляли, отмечалась заданная форма носа, функциональных нарушений не выявлено.
В хирургии расщелин твердого и мягкого неба, а также послеоперационных дефектов твердого неба применяли сетчатые имплантаты, изготовленные путем ручного безузлового плетения из нити, толщиной 40 – 60 мкм, с размерами ячейки от 3 Х 3 до 5 Х 5 мм. После об-разования слизисто-надкостничных лоскутов данные имплантаты фиксировали со стороны их поверхностей, обращенных в сторону полости носа или друг к другу [4]. При недостаточ-ности местных тканей имплантационный материал со стороны ротовой полости изолировали с использованием тканей спинки языка [5]. Согласно разработанной технологии проведено лечение 27 больных с расщелинами твердого и мягкого неба, послеоперационными дефектами твердого неба, возникших в результате неудачных уранопластик. Во всех случаях послеоперационный период протекал гладко, осложнений не наблюдали. Анализ отдаленных результатов (12, 24, 36 месяцев) не выявил при¬знаков рецидивов заболеваний. Преимущества предлагаемых технологий в том, что в результате использования в качестве упрочняющего ткани имплантата не происходит расхождения лоскутов, включая случаи недостаточности пластического материала. Данные им¬плантаты позволяют удерживать слизисто-надкостничные лоскуты в заданном положении на весь период заживления, предотвращают рубцовое сморщивание носовой поверхности небных лоскутов, что предупреждает послеоперационное укорочения неба, рецидивы.
Пористые имплантаты из никелида титана использовали для эндопротезирования височно-нижнечелюстного сустава (замещения мыщелкового отростка ветви) и тела нижней челюсти. Показаниями к его осуществлению следует считать: травматические повреждения го-ловки височно-нижнечелюстного сустава и их осложнения в случаях невозможности проведения других мероприятий, нормализующих анатомо-функциональные особенности сустава, деформирующие остеоартрозы, деструктивные изменения головки в результате воспалительных, опухолевых и опухолеподобных процессов, врожденные и приобретенные аномалии, анкилозы сустава различного происхождения. Выполнено 16 операций у 15 больных в возрасте от 19 до 46 лет. Вмешательства проводились по поводу травматических повреждений головки сустава (3), их осложнений (8), двустороннего костного анкилоза (1), деструкции головки вследствие воспалительного процесса (1).
В 2 случаях проведено замещение ветви, угла и тела нижней челюсти после резекции в результате опухолевых процессов. Имплантаты представляли собой конструкции, по конфигурации соответствующие анатомической форме мыщелкового отростка нижней челюсти, к которым по необходимости фиксировались компоненты, заменяющие угол и тело челюсти, имеющие правый и левый варианты. Размеры и конфигурацию эндопротезов определяли индивидуально на основании рентгенологических исследований. Послеоперационное ведение больных по общепринятой методике, направленной на раннюю функциональную нагрузку. Отдаленные результаты лечения (12 – 36 мес) показали отсутствие рецидивов заболеваний, нормализацию объема движений нижней челюсти.
Литература:
1. Гюнтер В.Э. Сплавы и конструкции с памятью формы в медицине: Дис. ... д-ра. техн. наук.- Томск, 1989.- 356 с.
2. Патент 2178277, Россия. Материал для остеопластики / А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер, П.Г. Сысолятин, И.И. Анисеня. Приоритет от 09. 12. 1999. Опубл. 20. 01. 2002.
3. Патент 2180812, Россия. Способ получения костного аутотрансплантационного ма-териала и устройство для его осуществления / П.Г. Сысолятин, А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер. Приоритет от 09. 12. 1999. Опубл. 27. 03. 2002.
4. Патент 2239374, Россия. Способ реконструкции дефектов твердого неба / А.А. Радкевич, В.Э Гюнтер, М.Ю. Юшков. Приоритет от 01. 08. 2003. Опубл. 10. 11. 2004.
5. Патент 2240062, Россия. Способ хирургического лечения дефектов твердого неба / А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер, М.Ю. Юшков, И.И. Кузьменко. Приоритет от 05. 08. 203. Опубл. 20. 11. 2004.
6. Патент 2254078, Россия. Способ хирургического лечения врожденных расщелин твердого и мягкого неба / А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер, М.Ю. Юшков. Приоритет от 01. 08. 2003. Опубл. 20. 06. 2005.
7. Патент 2268667, Россия. Способ реконструкции формы кончика носа / А.А. Радке-вич, ВЭ Гюнтер, В.Г. Галонский и др. Приоритет от 30. 04. 2004. Опубл. 27. 01. 2006.
8. Патент 2269952, Россия. Способ реконструкции хрящевого скелета крыла носа при функциональной недостаточности наружного носового клапана / А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер, В.Г. Галонский и др. Приоритет от 30. 04. 2004. Опубл. 20. 02. 2006.
9. Патент 2276586, Россия. Способ реконструкции хрящевого скелета крыла носа при функциональной недостаточности внутреннего носового клапана / А.А. Радкевич, ВЭ Гюнтер, В.Г. Галонский и др. Приоритет от 30. 04. 2004. Опубл. 20. 05. 2006.